Подобрать классы МКТУ
Введите название товаров и услуг, а сервис определит классы МКТУ для регистрации товарного знака
Напишите название товара или услугу
Введите название товаров и услуг, а сервис определит классы МКТУ для регистрации товарного знака
Напишите название товара или услугу
Можно выделить несколько ключевых причин:
Защита от копирования. Товарный знак неразрывно связан с конкретными продуктами, на которых планируется его размещение. Неправильный подбор классов может привести к тому, что в вашей нише появятся товары с похожим знаком, а вы напрасно потратите деньги на регистрации.
Преодоление возможного отказа в регистрации. При правильном выборе классов есть возможность оформить на себя уже знаменитые и раскрученные уникальные обозначения других компаний. К примеру, если товарный знак популярного бренда зарегистрирован в категориях, предназначенных для розничных продаж, другой предприниматель может оформить на себя такое же обозначение для сервиса по доставке товаров на дом.
Экономия на пошлине. От числа выдвинутых классов зависит сумма госпошлины за оформление товарного знака. Заявитель оплачивает каждый класс отдельно: подача заявления – 3 тыс. руб., плата за регистрацию – 1 тыс. руб. Необходимо выбирать только действительно нуждающиеся в защите классы, чтобы не тратить лишнего.
Также перед оформлением прав на бренд можно проверить его онлайн на уникальность. Сервис проверяет характеристики потенциального объекта регистрации, опираясь на классы МКТУ, где будет обеспечена охрана знака.
Провести проверку можно по ИНН, сервис автоматически предложит классы МКТУ с учетом ваших кодов ОКВЭД.
Можно обозначить два способа подбора классов:
Первый способ сложно назвать простым. Самостоятельно изучить все списки товаров и услуг. Для удобства и эффективности поиска все позиции систематизированы в алфавитном порядке. Вы можете изучить документ Excel последовательно, переходя от одного наименования к другому, или же попробовать найти интересующие вас классы и изучать конкретно их.
Второй способ может значительно облегчить подбор – можно обратиться к экспертам за помощью.
Рекомендации по подбору классов МКТУ
Подумайте, в какой сфере вы планируете продвигать под зарегистрированным обозначением. Если есть планы в будущем расширять сферу производства или обслуживания, то это также необходимо учесть.
Будьте точны в наименованиях. Товарный знак не получит охрану, если будут указаны слишком общие названия. Использование таких обобщённых названий допустимо только для тех, у кого широкий ассортимент потребительского продукта.
Уже говорилось, что при ручном подборе классов удобно пользоваться алфавитным перечнем. В нём все варианты сгруппированы привычным образом, а это очень удобно, если вы ищете конкретное наименование. Если не удалось найти нужное наименование, можно воспользоваться описанием. Также внимательно отнеситесь к функциям товара, возможно, это поможет вам его найти.
Внимательно изучите все пояснения. Если проигнорировать данное обстоятельство, можно ошибочно отнести свой продукт не к тому классу.
Товары и услуги классификации разделены на 45 классов в зависимости от их сходства.
В одном классе находятся товары, схожие по функции, применению. Сырье чаще всего классифицируется, отталкиваясь от составляющего его материала.
Услуги разделены на классы в соответствии с различными направлениями экономической деятельности.
Более детальное разделение происходит за счёт того, что каждый класс внутри делится еще на подгруппы. Внутри класса все категории перечислены в алфавитном порядке.
У каждого класса есть общее описание, которое приблизительно отражает область услуг и товаров, к которой он относится. Зачастую в одной группе присутствуют достаточно разнородные наименования. Это объясняется тем, что в классификации насчитывается более 9 тыс. наименований, и разделить их на ограниченное количество классов никак не получится. Поэтому полагаться исключительно на заголовки при определении классов не всегда эффективно.
Корреспондирующие классы МКТУ – это классы, содержащие похожие или однородные услуги или товары. Они важны при определении корректного класса при регистрации бренда.
Например, при выборе 10 класса: “Медтехника и протезирование” корреспондирующими классами выступят “Приборы и инструменты хирургические, медицинские, стоматологические и ветеринарные”, “аппаратура для анализов крови” и др.
Когда Роспатент рассматривает заявление, он тщательно проверяет ее на уникальность как в заявленных, так и в корреспондирующих классах. Если обнаружит сходство, то откажет в оформлении уникального обозначения.
В законе не содержится прямого запрета. Однако вписывать в заявку все существующие классы – плохая идея. На это есть свои причины:
Это дорого. Мы уже упоминали о том, что оплата производится отдельно за каждый класс в заявлении. Одна только такая пошлина за подачу заявки обойдется в 165 тыс. руб. В случае её одобрения, нужно будет доплатить ещё 58 тыс. руб. Общая сумма, таким образом, составит 223 тыс. руб.
Для правильного расчета размера пошлины есть возможность воспользоваться специальным калькулятором Роспатента.
Чем больше пунктов обозначено в заявке, тем выше вероятность отказа. Специалисты Роспатента тщательно проверяют объект регистрации на схожесть с уже зарегистрированными объектами из всех перечисленных в заявке и корреспондирующих классов. Если будет очевидно сходство, то заявка будет отклонена. При этом возврат уплаченной госпошлины не предусмотрен.
Существует вероятность потери своего зарегистрированного обозначения. Если конкуренты докажут, что вы не используете знак в какой-то сфере в течение трёх лет подряд, то в этой сфере регистрация будет аннулирована (ст. 1486 ГК). Хотя этот процесс длительный и дорогостоящий, примеров обратного много.
Однако существует альтернатива. Для того чтобы получить полную и бессрочную защиту по всем фронтам, ваше уникальное обозначение должно быть признано общеизвестным.
Общеизвестный товарный знак — это обширно известное уникальное обозначение среди потребителей продукции в отношении какого-либо класса услуг и товаров, обладающее расширенной правовой охраной в сравнении с зарегистрированными в общем порядке товарными знаками.
Собственники бизнеса, чьи бренды еще не завоевали широкую популярность, должны тщательно подходить к выбору классов, т.к в большинстве случаев отсутствует необходимость регистрации обозначения сразу во всех классах.
Важно помнить! Регистрация уникального обозначения только в очевидных сферах деятельности – это тоже неверный подход. Как показывает практика, какой бы узконаправленной ни была деятельность, она очень часто содержит элементы, относящиеся к различным классам.
Обратите внимание, что в отношении зарегистрированного обозначения нельзя внести изменения в список классов. Если позднее вам понадобятся дополнительные классы, единственным вариантом будет регистрация новой заявки. Главное, чтобы нужные вам продукты еще никто не занял.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что выбор классов необходимо основывать на принципе целесообразной достаточности: нужно выбирать все услуги и товары, которые правообладатель действительно может производить или предоставлять.
По этому поводу часто возникают самые разнообразные вопросы. Товары не всегда можно однозначно отнести к той или иной группе. Классификация постоянно изменяется из-за развития технологий, а также изменений в старых продуктах. Рынок быстро развивается, и появляются новые продукты, которые сложно классифицировать по уже существующим рубрикам.
Другая проблема — определенные товары из разных классов можно признать корреспондирующими.
Выбирая классы услуг и товаров, важно руководствоваться ключевым принципом: информационное содержание о продукте не должно смешиваться в восприятии потребителя. Поэтому прежде всего необходимо определить категории, которые действительно однородны, вне зависимости от формально присвоенного номера класса.
Хороший патентный поверенный может помочь вам выбрать оптимальный список классов при регистрации. Он тщательно проанализирует ваши надобности и оценит шансы возможность регистрации логотипа в тех сферах, которые вам нужны.
ОКВЭД — это общероссийский классификатор видов экономической деятельности. В этом документе перечислены все виды деятельности, которыми могут заниматься компании и индивидуальные предприниматели.
Эти классификаторы имеют схожую концепцию и принцип организации. Однако их отождествление неверно, так как между ними существует множество различий.
Во-первых, область применения: МКТУ используется для оформления товарных знаков, а ОКВЭД – для регистрации юр. лиц и предпринимателей.
Во-вторых, область действия и география: международную классификацию используют более 80 стран, а общероссийский классификатор действует исключительно в Российской Федерации. Также у нас в стране они относятся к разным ведомствам: МКТУ – к Роспатенту, а ОКВЭД – к ФНС.