Индивидуальный предприниматель в Российской Федерации может зарегистрировать название своей компании по строгому шаблону: «ИП Фамилия Имя Отчество». Только в таком виде предприниматель будет внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. При этом, например, ООО в том же реестре можно найти под фирменным названием. Почему так и как зарегистрировать название бизнеса индивидуальному предпринимателю?
Подписаться
Отправляем подборку о законах и лайфхаках раз в квартал
ИП (индивидуальный предприниматель) — это физическое лицо, наделенное особыми полномочиями. У физического лица есть паспорт, в котором записаны его имя и фамилия, поэтому никакое другое наименование для него просто невозможно.
Однако любой владелец бизнеса понимает, что его компании нужно название. Сувенирный магазин «ИП Власов Игорь Сергеевич» вряд ли привлечет много покупателей такой вывеской. Именно поэтому предпринимателю необходимо зарегистрировать коммерческое название, которое и будет служить наименованием компании. В таком случае ИП Власов И. С. будет фигурировать во всех документах как официальное название, а вот на рекламных листовках уже может быть написано коммерческое, например «Сувенирный базар».
Товарный знак, или знак обслуживания, регистрируется в Роспатенте (согласно ст. 1477 ГК РФ) и может использоваться предпринимателем в целях рекламы, а также на официальной печати компании. Коммерческое обозначение — это, по сути, незарегистрированный товарный знак.
Зарегистрировать товарный знак с юристом
Для чего нужен товарный знак и регистрация названия ИП
Товарный знак является средством индивидуализации, отличает товар или услугу компании (или ИП) от тех, что представлены у конкурентов. Он защищает владельца от использования его наработок кем-то другим.
Если предприниматель зарегистрировал наименование ИП как товарный знак, то в случае обнаружения подделок или использования этого наименования кем-то другим он может обратиться в суд и защитить свои права на интеллектуальную собственность, а также получить компенсацию за их нарушение, которая может достигать нескольких миллионов рублей. Еще один важный аспект регистрации товарного знака — защита самого предпринимателя от непреднамеренного использования чужой интеллектуальной собственности и риска выплаты компенсации за причиненный ущерб.
Регистрация товарного знака автоматически снимает ряд ограничений с деятельности предпринимателя. Например, дает возможность продавать товары на маркетплейсах или же развивать бизнес по франшизе. Без зарегистрированного названия ИП, товарного знака данная деятельность невозможна
Зарегистрировать товарный знак с юристом
И не стоит забывать о репутации компании. При появлении на рынке мошенников или подделок наличие товарного знака послужит хорошим подспорьем при отстаивании предпринимателем своих прав в суде, спасет от репутационного скандала.
Наличие товарного знака также важно для владельцев микробизнеса в интернете. Курс или паблик, созданный блогером, — это его интеллектуальная собственность, которая тоже может потребовать защиты. С учетом того, как активно развивается ниша инфопродуктов и вообще торговли через соцсети, это очень важный вопрос, которым стоит озаботиться любому человеку, продающему что-то в интернете. Мошенникам ничего не стоит скопировать, например, популярный аккаунт хендмейд-продукции и обманывать покупателей. Если владелец оригинального аккаунта заблаговременно зарегистрирует название ИП или свой товарный знак, то сможет без проблем подать в суд и отстоять свои права.
Как выбрать название товарного знака правильно
Закон разрешает регистрацию почти любого названия ИП с учетом определенных ограничений. Полный список оснований для отказа в регистрации можно найти в ст. 1483 ГК РФ. Среди них есть как очевидные, так и не очень. Например:
запрещается регистрировать названия, противоречащие нормам морали общества или нарушающие чьи-то интересы;
запрещается использовать общепринятые названия, символы и термины (например, «Цветы» для цветочного магазина или «Мебель» для мебельного);
запрещается регистрировать наименования, содержащие в себе описания функций и характеристик товара.
Необходимо помнить, что процесс регистрации товарного знака достаточно долгий: в среднем от 3 до 12 месяцев, максимальный срок — 18 месяцев. И естественно, нельзя зарегистрировать название ИП, которое уже кому-то принадлежит. Поэтому, во избежание ненужной потери времени, необходимо свериться с реестром зарегистрированных товарных знаков и заявок на них.
Сделать это можно как самостоятельно, с помощью открытой базы Роспатента на сайте ФИПС, так и обратившись к специалистам, работникам патентных бюро.
Каким может быть товарный знак
В качестве товарного знака может использоваться:
словесное обозначение. Это может быть название товара или компании, персональный бренд (паспортное имя или название, содержащее его), псевдоним, название аккаунта или группы в соцсетях, доменное имя, слоган;
графическое обозначение. Например, логотип, уникальный цвет, подпись художника;
объемное обозначение. Это может быть упаковка, этикетка или ее уникальный объемный элемент;
прочие обозначения — световые, звуковые, комбинированные. В качестве примеров можно привести музыкальные фразы, голографические изображения, сочетания названия и логотипа. Существуют даже примеры регистрации запаха в качестве товарного знака.
Процесс регистрации названия ИП
Зарегистрировать товарный знак с юристом
Чтобы зарегистрировать наименование ИП, необходимо сделать следующее:
1. Заполнить и подать заявление в Роспатент. Форму заявления можно найти на официальном сайте.
2. Собрать пакет документов, включающий:
перечень и информацию о товарах и услугах, для которых регистрируется товарный знак;
само обозначение товарного знака в двух экземплярах (в заявлении и в приложении). Если обозначение не словесное или графическое — его можно предоставить на отдельном физическом носителе;
описание выбранного обозначения.
3. Получить и предоставить квитанцию об уплате госпошлины.
Предоставить все вышеперечисленное можно несколькими способами.
Предприниматель может передать пакет документов лично или через представителя по доверенности в отделении Роспатента.
Отправить почтой.
Отправить через интернет при наличии электронной цифровой подписи.
Отправить по факсу. В этом случае потребуется предоставить оригиналы в течение месяца.
Далее Роспатент проводит экспертизу и выносит решение о регистрации или отказе в регистрации товарного знака. Если заявка одобрена, Роспатент регистрирует и вносит товарный знак в реестр, публикует сведения об этом факте, и предприниматель получает свидетельство о регистрации товарного знака. Оно дает исключительное право на товарный знак в течение 10 лет с момента подачи заявки с возможностью продлить его после окончания этого срока.
Если же по результатам экспертизы Роспатент отказывает в регистрации, предприниматель может подать заявку повторно или оспорить решение. Также возможны случаи, когда предпринимателю отказывают в приеме заявки. Уведомление об этом направляется в течение 5 рабочих дней. Это может произойти, если при заполнении заявления и других документов были допущены ошибки или пакет был собран не в полном объеме. Также Роспатент после предварительной экспертизы может запросить дополнительные материалы, которые заявитель должен предоставить в течение 3 месяцев, в противном случае заявка будет считаться отозванной, если не подать ходатайство о продлении срока.
Стоимость регистрации наименования ИП
При регистрации наименования ИП предпринимателю необходимо оплатить госпошлины: за подачу заявки, ее рассмотрение и выдачу свидетельства. Это можно сделать как до подачи заявки, так и в течение месяца после. Рассчитать стоимость пошлины можно на официальном сайте Роспатента.
Процесс заполнения заявки не самый простой, как и вся процедура регистрации. Чтобы гарантированно получить положительное решение о регистрации своего товарного знака, можно обратиться к профессиональным патентным поверенным. Поверенные «Патентория» знают, как работает система Роспатента изнутри, могут проверить название перед регистрацией, помочь в ответе на запросы ведомства. Стоимость услуг по регистрации названия зависит от нескольких факторов.