Товарный знак и фирменное наименование являются средствами индивидуализации бизнеса и используются для рекламы продукта. Оба этих термина так или иначе влияют на итоговый доход.
Что такое товарный знак и фирменное наименование
Товарным знаком считается некое обозначение, которое выделяет компанию на фоне конкурентов. Такой знак — объект интеллектуальной собственности, поэтому он имеет правовую защиту от государства (ст. 1225 Конституции РФ).
Зарегистрировать товарный знак с юристом
Фирменное наименование – это название компании, присвоенное при ее постановке на учет в налоговой службе. То есть оно персонифицирует не продукцию, а саму компанию. Наименование также имеет правовую защиту.
Формы, в которых может выразиться товарный знак:
Словесная. Используется как отдельное слово, так и фразы, слоганы, аббревиатуры, фамилии правообладателей и т. д.
Комбинированная. Знак состоит как из словесных, так и из графических элементов.
Правовая защита действует только при условии регистрации знака и наименования в Роспатенте. Иначе защитить исключительные права и получить компенсацию через суд правообладателю будет затруднительно.
В чем отличия между ними
Основное отличие между ними в том, что наименование индивидуализирует юрлицо, а знак — конкретные товары и услуги. Но кроме этого, есть и другие различия:
Зарегистрировать товарный знак с юристом
Уникальность. Чтобы зарегистрировать товарный знак, он должен быть уникальным. К наименованию эти требования не такие жесткие.
Словесные ограничения. При разработке товарного знака нужно соблюдать строгие условия. Например, нельзя использовать названия стран или госорганов. Иначе в Роспатенте не примут заявку. В отношении наименований условия более лояльные (Ст. 1473 ГК РФ).
Регистрация. Название и логотип как товарный знак необязательно регистрировать в Роспатенте. Фирменное наименование по умолчанию присваивают при постановке на учет бизнеса в налоговой.
Правовая защита. Чтобы защитить права, владелец наименования вправе подать иск в суд или обратиться в Роспатент. Например, чтобы оспорить товарный знак, который копирует наименование, но сделать это очень сложно, хотя шансы побелить есть, если рядом хорошию юрист по интеллектуальным правам.
Владелец знака, кроме этих госорганов, может направить жалобу в антимонопольную службу (ФАС), полицию, Роспотребнадзор.
Важно учитывать, что правовая защита фирменного наименования начинается с момента постановки на учет юридического лица в ФНС, а товарного знака – со дня регистрации заявки в Федеральном институте промышленной собственности (ФИПС).
5. Организационно-правовая форма или статус правообладателя. Зарегистрировать знак может как юридическое лицо, так индивидуальный предприниматель. Стать владельцем фирменного наименования может только организация. 6. Порядок перехода прав. Передать права собственности на фирменное наименование можно только в случае продажи компании. Переход прав на знак возможен путем заключения лицензионного соглашения, коммерческой концессии, договора купли-продажи. 7. Границы и срок действия. Знак действует только на территории России, наименование – в регионе деятельности юрлица.
Право на фирменное наименование возникает с момента регистрации компании и завершается вместе с ее ликвидацией (ст. 1474 ГК РФ). Товарный знак действует на протяжении 10 лет с возможностью продления (ст. 1491 ГК РФ).
8. Фирменное наименование может быть только одно, а товарных знаков сколько угодно. При ликвидации компании теряются все права на фирменное наименование, а вот товарные знаки можно продать, передать по наследству и т. д.
В судебной практике встречаются споры между правообладателями знаков и наименований, которые используют в рекламе схожие элементы: фразы, фотографии, рисунки. В подобных ситуациях прав тот, кто зарегистрировал название первым.
В подобных ситуациях владельцу фирменного наименования нужно будет доказать в суде его использование и широкую узнаваемость у покупателей с даты раньше, чем при регистрации знака. Это сложная и долгая процедура. Владельцу товарного знака доказать использование и различительную способность сильно проще, ведь дата регистрации у него есть. Если фирменное наименование важно, лучше регистрировать его как товарный знак.