+7 (800) 700-23-49
Блог
Контакты
Территория безопасности
Товарные знаки
8 мин на чтение
08.10.2023
Общеизвестный товарный знак — что это такое и для чего он нужен
Объясняем, как зарегистрировать общеизвестный товарный знак и что это дает бизнесу.
Подписаться
Отправляем подборку о законах и лайфхаках раз в квартал
Читайте блог в Telegram
Читайте блог в WhatsApp
Читайте блог в Email
Общеизвестный товарный знак (ОТЗ) — товарный знак со специальным статусом. Главное отличие от других обозначений — право на знак у владельца распространяется на все классы товаров и услуг либо на все товары одного класса.Процедура регистрации товарного знака в Роспатенте состоит из 8 основных этапов:
Зарегистрировать товарный знак с юристом
Желанный и одновременно рискованный момент для бизнеса — когда бренд начинает узнавать большинство покупателей на рынке. С одной стороны, ваше имя начинает работать на вас, с другой — популярность названия компании или отдельных товаров делает его привлекательным для незаконного использования конкурентами.
Если вы хотите дополнительно защитить собственный раскрученный товарный знак, лучше добиться официального признания его общеизвестным. Но сделать это сложно. В 2021 году в России такой статус получили 22 товарных знака.

В чем особенность общеизвестного товарного знака

Общеизвестный товарный знак отличается от обычного тремя основными критериями:
  • аудитория четко ассоциирует товар с брендом (например, УАЗ = автомобили);
  • обозначение широко известно на российском рынке;
  • компания активно использует знак.
С юридической точки зрения тоже есть отличия:
  • общеизвестный знак не надо продлевать — у него нет срока действия;
  • компания может получить защиту во всех товарах и услугах конкретного класса либо во всех классах сразу.
Сейчас в России зарегистрировано 248 общеизвестных знаков. При этом такие, казалось бы, узнаваемые бренды, как Lego и Gillette, были зарегистрированы не с первого раза, а Kinder и Ford вообще не получилось зарегистрировать как общеизвестные.
Юристы «Патентория» помогли девелоперу «ПИК» получить для своего товарного знака статус общеизвестного. Сначала застройщик самостоятельно пытался пройти процедуру, но получил отказ Роспатента. Спустя два года компания обратилась к специалистам «Патентория». Юристы подготовили документы и подали новое заявление в Роспатент. Результат — девелопер получил статус общеизвестного товарного знака.
Зарегистрировать товарный знак с юристом
Регистрируя общеизвестный знак, компания получает охрану не только от прямых конкурентов. Но и защищается от любого другого бизнеса, который хочет заработать на известном имени. Например, производитель игрушек не может производить модели под знаком «УАЗ». Юристы «Патентория» помогли Ульяновскому автомобильному заводу получить статус общеизвестного товарного знака, и теперь никто не может использовать бренд без разрешения.
Статус общеизвестного знака дает компании главное преимущество — полную защиту бренда. Никто не сможет использовать известное имя для продвижения своих товаров и услуг, независимо от сферы деятельности. Кроме того, есть шанс доказать, что знак стал общеизвестным с конкретной даты. Тогда виновного можно призвать к ответственности за ранее совершенные нарушения.

Условия признания товарного знака общеизвестным

В законе не прописано четких критериев признания товарного знака общеизвестным. Но на основе правоприменительной практики стали понятны основные моменты, на которые опираются в Палате по патентным спорам:
1. Известность товарного знака за границей:
  • зарегистрирован в других странах;
  • активно продается в других странах.
2. Положение знака на рынке:
  • есть большая сетка продаж внутри страны;
  • под этим знаком продается много единиц продукции;
  • этот знак используется давно, причем для одной и той же группы товаров;
  • у товара под этим знаком много потребителей;
  • у обладателя знака — значительная доля рынка в своем секторе.
3. Реализация масштабных рекламных кампаний:
  • в точках продаж;
  • в средствах массовой информации, соцсетях и на прочих интернет-площадках;
  • на наружных носителях;
  • на массовых мероприятиях, в том числе спонсорство;
  • отсылки к товарному знаку в литературе, песнях и кино.
4. Зафиксированная ценность товарного знака:
  • стоимость этого актива, отраженная в финансовой отчетности компании;
  • топовые места в рейтингах относительно других товарных знаков.
  • стоимость этого актива, отраженная в финансовой отчетности компании;
  • топовые места в рейтингах относительно других товарных знаков.
Любой пункт, к которому вы захотите апеллировать, должен быть подтвержден документально и максимально подробно. В качестве одного из основных доказательств общеизвестности товарного знака эксперты принимают результаты соцопросов, проведенных организациями, рекомендованными Роспатентом, например Социологической службой МГУ и ВЦИОМ.
Российский производитель мебели MOON, у которого больше 350 салонов в России и СНГ, зарегистрировал с помощью юристов «Патентория» общеизвестный товарный знак. В качестве аргументов специалисты представили финансовую отчетность компании, заключение Лаборатории социологической экспертизы Института социологии РАН по социологическому опросу, публикации в СМИ, информацию об объемах продаж, договоры на рекламу и даже фото вывесок и витрин магазинов. В итоге Роспатент признал знак MOON общеизвестным.

Как зарегистрировать общеизвестный товарный знак

Роспатент регистрирует обычные и общеизвестные знаки по-разному. Чтобы получить свидетельство на общеизвестный знак, сначала нужно подать заявку в Палату по патентным спорам, где ее разберет специальная коллегия.
За рассмотрение документов и вынесение решения нужно заплатить госпошлину в 40 тысяч рублей. Регистрация может занять до 10 месяцев.
Когда коллегия рассматривает заявление, эксперты обращают внимание не только на то, когда тот или иной бизнес получил свидетельство на общеизвестный товарный знак, но и на фактическую дату, когда обозначение стало массово узнаваемым на территории России.
Признать общеизвестными могут и те товарные знаки, которые уже были зарегистрированы в Роспатенте, и те, которые ранее использовались без регистрации. В случае если товарный знак признают общеизвестным, его вносят в соответствующий реестр.

Сколько будет действовать свидетельство на ОТЗ

В отличие от свидетельства на обычный знак документ на общеизвестный действует бессрочно, то есть доказать общеизвестность знака придется один раз. Напомним, обычный товарный знак действует в течение десяти лет и вам нужно регулярно его продлевать.
При этом общеизвестный товарный знак не закреплен пожизненно за одним владельцем. Он может быть передан на использование третьим лицам, для этого потребуется заключить лицензионный договор. Кроме того, исключительное право на общеизвестный товарный знак при реорганизации предприятия-правообладателя может передаваться его правопреемнику.

Услуги и тарифы на регистрацию общеизвестного знака

Практика регистрации товарных знаков в качестве общеизвестных не распространена в нашей стране из-за того, что у особого статуса нет четких критериев. В связи с этим процедура признания товарного знака общеизвестным превращается для бизнеса в лотерею.
Специалисты компании «Патентория» уже регистрировали общеизвестные товарные знаки и знают, на что обращать внимание в процессе получения особого статуса и какие документы надо предоставить в качестве доказательства.
Регистрация товарного знака
Защитите бренд быстро и надежно
Ольга Белова
Юрист по интеллектуальным правам, эксперт по регистрации и защите интеллектуальной собственности

Стоимость и сроки регистрации

В рассрочку
Антикризисное предложение, детали и условия акции уточняйте у мененеджеров
Бюджет
от 990 ₽/мес.
Госпошлины: от 35 000 ₽
Цена услуг: от 14 900 ₽
Акция!
Стандарт
Подадим заявку, рассчитаем пошлины и получим свидетельство после регистрации
Бюджет
14 900 ₽
Госпошлины: от 35 000 ₽
Цена услуг: 14 900 ₽
12 мес.
Под ключ
С финансовыми гарантиями в договоре: зарегистрируем ваш знак или вернем деньги
Бюджет
23 900 ₽
Госпошлины: от 35 000 ₽
Цена услуг: 23 900 ₽
9–12 мес.
Товарные знаки
07.10.2023
Товарные знаки
09.10.2023
Товарные знаки
10.10.2023
Товарные знаки
11.10.2023
Договоры
12.10.2023
Товарные знаки
22.10.2023
Больше в блоге Интеллектуального юриста
Подпишитесь и читайте блог, где вам удобно