+7 (800) 700-23-49
Блог
Контакты
Территория безопасности
6 мин на чтение
25.05.2024
Как запатентовать логотип и название
Патентование логотипа и наименования компании защищает их на рынке от недобросовестных конкурентов. Закон содержит термин «регистрация товарного знака». В данной статье под регистрацией мы также будем понимать патентование наименования и логотипа, хотя это некорректно с юридической точки зрения. Разберем, в каких случаях это требуется по закону, в чем суть уникальности, как проходит данный процесс..
Товарные знаки
Подписаться
Отправляем подборку о законах и лайфхаках раз в квартал
Читайте блог в Telegram
Читайте блог в WhatsApp
Читайте блог в Email
Патентование логотипа и наименования компании защищает их на рынке от недобросовестных конкурентов. Закон содержит термин «регистрация товарного знака». В данной статье под регистрацией мы также будем понимать патентование наименования и логотипа, хотя это некорректно с юридической точки зрения. Разберем, в каких случаях это требуется по закону, в чем суть уникальности, как проходит данный процесс.

Зачем нужно патентовать логотип и наименование

Патентование необходимо по следующим причинам:
  • Патентование запрещает конкурентам использование объектов ИС (интеллектуальная собственность). При его нарушении правообладатель имеет право на компенсацию. Согласно статье 1484 ГК РФ, правообладателем становится тот, на имя кого зарегистрирован объект. Если другое лицо применяет похожее наименование или логотип, его деятельность можно будет пресечь в судебном порядке. Если конкурент на своей вывеске разместит схожее наименование, суд обяжет его заменить вывеску. В случае использования на упаковке схожего лого, суд может обязать владельца упаковки изъять всю партию товара.
  • Патентование наименования дает право на изъятие у нарушителя соответствующего доменного имени. Только правообладатель имеет право на использование доменного имени с собственным названием.
  • Патентование позволяет запретить ввоз контрафакта. Продукцию определенного бренда могут ввозить только импортеры, имеющие разрешение от собственника товарного знака. Остальная продукция считается «серым» импортом и не проходит таможню.
  • Возможность открытия франшизы. На основании договора концессии, правообладатель может передавать другому предпринимателю свой знак. Это дополнительный доход от патента на наименование.
  • Патентование дает возможность торговли на маркетплейсах. Если одна компания патентует наименование, а другая реализует товары с соответствующей маркировкой на маркетплейсе без разрешения, ее можно привлечь к ответственности. Торговые площадки сами обеспечивают защиту интеллектуальных прав. К примеру, Ozon предупреждает об ответственности за недобросовестную маркировку, в этом случае требуется возмещение убытков, а также уплата штрафа в 5 000 рублей (Правила Ozon).
  • Патентование позволяет запретить продвижение конкурентов с помощью контекстной рекламы. Условия Яндекс.Директ и Google Ads запрещают нарушение чужих прав на интеллектуальную собственность. К грубым нарушениям относится использование чужих товарных знаков без разрешения со стороны правообладателя. Такие объявления удаляются. Собственнику потребуется направить в Яндекс или Google жалобу с приложением свидетельства Роспатента.
  • Товарный знак можно поставить на баланс предприятия как нематериальный актив. Это пойдет на пользу для капитализации и привлечения инвестиций. Лого наравне с прочим имуществом может выступать как залог при кредитовании.
Товарные знаки оцениваются затратным методом. К примеру, Сбербанк решил провести ребрендинг, на что планируется потратить 2,5 млрд рублей в следующие несколько лет. Это значит, что банк получил нематериальный актив на аналогичную сумму. Однако знаки оценивают и другими методами, среди которых:
  • рыночный – для расчета используются цены по рыночным сделкам на знаки других компаний;
  • доходный – оценка выстроена на расчете будущей прибыли от сделок после начала применения логотипа.
Оба метода дают возможность оценить эффективность применения товарного знака в бизнесе. Их использование позволяет повысить чистые активы и уровень капитализации.

Что в Роспатенте понимается под названием и логотипом

С разнородными наименованиями и логотипами мы сталкиваемся каждый день. Запоминающееся наименование позволяет выделить компанию среди конкурентов. Это дает значительное преимущество на рынке. Однако результат приходит только в случае регистрации товарного знака.
Под логотипом понимается стилизованная сокращенная форма названия. Он играет важную роль в успешности бренда, позволяет точно идентифицировать продукт и производителя.
Патентование наименования и лого применяется для обеспечения правовой защиты. Как только компания запатентовала их, она становится их единственным владельцем. Применение даже схожих с ними средств визуализации становится противоправным. С большой долей вероятности суд обяжет нарушителя убрать незаконные упоминания бренда и выплатить компенсацию.
Правовая охрана обеспечивается двумя методами:
  • Патентованием названия и логотипа в качестве промышленного образца. Но есть сложность. Промобразцом можно считать лишь изобразительный компонент, то есть художественное решение, сочетание линий, контуров, шрифтов. Например, это дизайн упаковки, лого. Само название же регистрируют как товарный знак.
  • Регистрацией товарного знака. Под ним понимается обозначение, отличающее товары либо услуги одной компании на фоне конкурентов. Регистрацию подтверждает свидетельство, выдаваемое Роспатентом.

Требования к названиям и логотипам

Патентование логотипа и наименования возможно на основании охраноспособности. В Роспатенте проверяют соответствие заявки действующим нормам закона. Основания для отказа перечислены в статье 1483 ГК РФ. Среди таких оснований:
  1. Уникальность. Чтобы запатентовать логотип и название, они должны иметь различительные особенности, не быть схожими с уже зарегистрированными по тому же классу МКТУ.
  2. Отсутствие государственной символики. В госрегистрации будет отказано, если лого содержит элементы официальной символики или копирующие ее: флаг, герб, эмблема валюты.
  3. Исключены географические названия. Иначе объект вводит в заблуждение покупателя (заказчика). То есть запатентовать название и логотип не выйдет.
  4. Соответствие нормам морали. В регистрации откажут, если название является оскорбительным либо вызывает отрицательные ассоциации. К примеру, ведомство не зарегистрировало знак «Йошкин кот», что ассоциируется с ругательным выражением «Ёшкин кот».
  5. Недопустимо наличие аббревиатур. Сокращения не должны быть основой товарного знака.
  6. Осмысленное содержание без описания характеристик продукции. В регистрации будет отказано, если объект будет слишком расплывчатым либо, напротив, содержать в себе общепринятые обозначения конкретной продукции. Например, зарегистрировать товарный знак «Молоко» нельзя.

Как проверить уникальность

В ходе проведения экспертизы Роспатент проверяет объекты на сходство с ранее зарегистрированными знаками, а также с поданными заявками от предпринимателей. Это довольно объемная проверка. Также учитывается класс МКТУ регистрируемого названия. МКТУ включает 45 классов: с 1 по 34 классы МКТУ составляют товары, а с 35 по 45 классы – услуги.
Зарегистрированный знак по одному классу не нарушает права для обозначений из другого. Однако есть особенности.
Иногда сложно определить, точный класс товара либо услуги. Подробных характеристик и примеров классификация не содержит. Другая сложность в том, что есть «корреспондирующие классы». Такие классы содержат однородные товары. К примеру, к первому классу относятся «замазки для трещин на деревьях», в которую входит однородная продукция.
От МКТУ зависит размер госпошлины (чем больше классов прописано, тем больше будет ее размер), а также уникальность. Проверить ее можно с помощью бесплатных инструментов. Некоторые работают как с наименованиями, так с лого:
  • Реестр Роспатента – это главная база данных, которую используют остальными сервисами. Для проверки необходимо ввести в поиске название. Кроме того, пользователь заполняет множество пунктов, что может запутать. По поисковому запросу выдается большое количество результатов, снизить их количество можно, указав класс МКТУ. Кроме того, в поисковой выдаче не участвуют заявки, которые сейчас на стадии рассмотрения. В итоге есть риск, что схожее название может быть все же зарегистрировано раньше.
  • WIPO – международный сервис для проверки уникальности. Интерфейс на английском языке. Важно учитывать, что объем российских знаков в системе довольно небольшой.
  • Патентория – сервис проводит проверку по списку зарегистрированных знаков, а также по поданным в России заявкам. Сайт не проверяет графические элементы, однако отображает похожие знаки.

Что делать, если объект неуникальный

Можно предпринять такие действия:
  • доработать наименование либо лого, чтобы запатентовать объекты, учитывая замечания из Роспатента;
  • выбрать иной класс МКТУ, соответствующий продукту;
  • попробовать аннулировать схожий знак через суд, если он не используется 3 года (ст. 1486 ГК РФ);
  • получить разрешение от владельца похожего знака.

Как запатентовать название и лого в Роспатенте

Патентование происходит в несколько этапов:
  • Подготовительный этап: разработка названия, логотипа, а также описания к ним, проверка объектов на уникальность.
  • Составление и подача заявки. В ней должно содержаться описание объекта, класс МКТУ.
  • Формальная экспертиза. В случае положительного решения заявителю направляется уведомление. Срок – 30 дней.
  • Экспертиза по существу. Проверяется уникальность по единому реестру Роспатента. Длительность составляет до 12 месяцев.
  • Выдача свидетельства о регистрации. Данные объекта заносятся в госреестр.
От правильности составления описания объекта зависят результаты проведения экспертизы, а также вероятность положительного результата. Если поданных данных будет недостаточно, согласно ч. 4 ст. 1497 ГК РФ, сотрудники ведомства запросят дополнительные сведения.
Заявление должно быть подано на русском языке. Если документы составлены на иностранном языке, потребуется дубликат с переводом.
В заявке указывается:
  • полная информацию о заявителе, а также его идентификационные данные (ОГРН, ИНН, ОГРН ИП, КПП);
  • почтовый адрес;
  • код страны (указывается по стандарты ВОИС);
  • адрес зарегистрированного органа;
  • данные представителя (если заявку подает не правообладатель);
  • графические элементы;
  • данные об уплате госпошлины;
  • дата и подпись заявителя.
Полная стоимость патентования лого или названия формируется из:
  • госпошлины за регистрацию заявки – 3 500 руб;
  • госпошлины за проведение экспертизы объекта заявителя – от 16 500 руб (зависит от количества классов МКТУ);
  • пошлины за регистрацию – 16 000 рублей;
  • пошлины за оформление и выдачу свидетельства – 2 000 рублей.
Свидетельство действует 10 лет. Потом можно будет продлить действие на тот же период. После того как свидетельство выдано, его держатель имеет право на использование любых методов, направленных на защиту принадлежащих ему объектов ИС. Например, он может потребовать компенсацию с нарушителя его прав.

Плюсы регистрации через бюро или патентного поверенного

Запатентовать наименование фирмы или логотип можно самому. Но это связано с множеством трудностей, с которыми без юридического образования будет сложно справиться. Например, проверить уникальность через международные онлайн-сервисы. Владелец бизнеса потратит много времени на подготовку, а по итогу получит отказ из Роспатента.
Запатентовать название удобнее через поверенного, который имеет многолетний опыт регистрации объектов интеллектуальной собственности за спиной. Многие компании предлагают комплексные услуги по патентованию наименования фирмы и логотипа, начиная от проверки уникальности, заканчивая выдачей свидетельства из Роспатента. Поверенный точно знает, как запатентовать название и логотип.

Вывод: как получить патент на название и логотип

  1. Патентование названия и логотипа нужно, чтобы защититься от недобросовестных конкурентов.
  2. Среди основных требований закона: уникальность, отсутствие государственной символики, соответствие моральным принципам, осмысленное содержание, правильность заполнения заявки, уплата госпошлин.
  3. Уникальность можно проверить с помощью онлайн-сервисов. Например, через сервис Роспатента.
  4. Если объект неуникальный, владелец компании может доработать его или попробовать сменить класс МКТУ.
  5. Для патентования названия и логотипа нужно подать заявку в Роспатент, пройти экспертизы и оплатить госпошлины.
  6. Патент названия фирмы действует 10 лет. Затем его можно продлить.
  7. В среднем запатентовать наименование можно за 6 месяцев.
  8. Быстрее и удобнее обратиться за помощью к поверенным.
Регистрация товарного знака
Защитите бренд быстро и надежно
Ольга Белова
Юрист по интеллектуальным правам, эксперт по регистрации и защите интеллектуальной собственности

Стоимость и сроки регистрации

В рассрочку
Антикризисное предложение, детали и условия акции уточняйте у мененеджеров
Бюджет
от 990 ₽/мес.
Госпошлины: от 23 100 ₽
Цена услуг: от 14 900 ₽
Акция!
Стандарт
Подадим заявку, рассчитаем пошлины и получим свидетельство после регистрации
Бюджет
14 900 ₽
Госпошлины: от 23 100 ₽
Цена услуг: 14 900 ₽
12 мес.
Под ключ
С финансовыми гарантиями в договоре: зарегистрируем ваш знак или вернем деньги
Бюджет
23 900 ₽
Госпошлины: от 23 100 ₽
Цена услуг: 23 900 ₽
9–12 мес.