+7 (800) 700-23-49
Блог
Контакты
Территория безопасности
8 мин на чтение
19.07.2024
Что такое товарный знак, зачем он бизнесу и как его зарегистрировать
В корпоративной среде нередко идут разговоры о «бренде» и его влиянии на потребителей. Термин зачастую смешивают с «товарным знаком», хотя они не одно и то же. Для закона закреплен только термин «товарный знак», Гражданский кодекс РФ упоминает именно его.
Товарные знаки
Подписаться
Отправляем подборку о законах и лайфхаках раз в квартал
Читайте блог в Telegram
Читайте блог в WhatsApp
Читайте блог в Email
Если у компании нет товарного знака (ТЗ) недобросовестные участники рынка с легкостью могут воспользоваться ее названием или логотипом. Здесь риск потерять прибыль, а возможно и гораздо хуже — репутацию. Для защиты товарные знаки регистрируют в Роспатенте и оформляют по ним исключительное право.
В новой статье рассказываем детально о товарных знаках, специфике регистрации.

Что такое товарный знак

Товарный знак – обозначение для индивидуализации товаров и услуг юрлиц и ИП, основная задача которого – помогать потребителям различить товары и услуги одного производителя от сходных другого.
Зарегистрировать могут все участники рынка. Владелец зарегистрированного ТЗ имеет исключительные права: размещать на упаковке, запрещать и разрешать использование.
Товарные знаки бывают в форме текста, изображения или слогана. Как правило, это логотипы, названия продуктов/услуг и организаций.
Одни ТЗ должны отличаться от других, чтобы целевая аудитория смогла правильно их «считать».

Товарный знак, марка, бренд, логотип — разница

Легко запутаться, в чем разница между вроде бы похожими понятиями «товарного знака», «марки» и др. Но для простого понимания достаточно одного критерия — закреплён термин в законе или нет.
Упоминается в ГК
Понятие
Не упоминается в ГК
Коммерческое обозначение
(ст. 1538 ГК)
Средство для выделения товаров и услуг организации/ИП, которая владеет исключительным правом на него.

Пример: ТЗ Burger King
Ассоциативный и эмоциональный ряд, возникающий у потребителя при упоминании продукта конкретной организации.
Понятие
Характеристика
Характеристика
Товарный знак
(ст. 1477 ГК)
Бренд
Обозначение, которое выделяет бизнес, не нужно регистрировать

Пример: универмаги «Пятёрочка».
Логотип
Рисунок, знак, эмблема, символ или шрифт ТЗ, которые повышают узнаваемость компании, при этом сами не регистрируются
Фирменное наименование
(ст. 1473 ГК)
Необходимая часть названия коммерческого юрлица, иногда включается в коммерческое обозначение. Помимо полного фирменного наименования юридическое лицо вправе иметь одно сокращенное.

Пример полного фирменного наименования: ООО «Рога и копыта»
Торговая марка
Понятие, близкое к «торговому знаку», но не используется в законах РФ

Виды товарных знаков

Гражданский кодекс России закрепляет: ТЗ могут быть в словесной, изобразительной, объемной и др. комбинациях. Список был дополнен в 2015 году отдельным актом Министерства экономического развития — ТЗ могут также быть световыми, звуковыми, изменяющимися, голографическими, осязательными, обонятельными, цветовыми и вкусовыми.
Наиболее часто встречающиеся виды
Словесные
Эти ТЗ состоят из слов, фраз, кроме общеизвестных наименований. Обладают высокой различительной способностью, так как воспринимаются как визуально, так и аудиально.
Графические
Эти товарные знаки работают только на зрительное узнавание.
Объемные
Данные знаки представляют собой трехмерные обозначения, созданное из комбинаций линий и фигур. Это не общепринятая, но узнаваемая потребителем форма ТЗ.
Комбинированные
Здесь все просто: товарный знак этой категории объединяют несколько видов выше.
Редкие виды
К нечасто используемым ТЗ относятся звуковые, тактильные, цветовые, голографические, обонятельные и изменяющиеся.

Преимущества регистрации знака

Основной плюс регистрации товарного знака — повышение конкурентоспособности и защита от нечестных игроков рынка.
Выгоды регистрации:

  • Выход на сети и маркетплейсы, без ТЗ площадки не пропустят товары.
  • Учет в бухгалтерии как нематериального актива, рост стоимости организации.
  • При нарушении права интеллектуальной собственности — компенсация с нарушителя в суде в размере от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽ за незаконное использование.
  • Продажа франшиз.
  • Лицензионное соглашение: получится разрешить другим участникам рынка пользоваться брендом на прибыльных условиях.
  • Правовая охрана на международном уровне.
  • Блокировка нарушителей без участия суда: маркетплейсы и соцсети имеют право блокировать пиратский контент, не ожидая решения от судебных органов.
  • Вывески и наружная реклама: без зарегистрированного товарного знака реклама на улицах допускается только на русском.
Таким образом, регистрация товарного знака помогает компаниям защитить свои уникальные символы, чтобы никто не мог их скопировать и использовать без разрешения.

Критерии Роспатента для регистрации

Бренд не должен походить на другой без согласия владельца
Если обозначение сходно с другим популярным брендом, то его регистрация допустима только после письменного разрешения правообладателя ранее зарегистрированного знака.
Различительность аббревиатур
Чтобы зарегистрировать аббревиатуру, нужно сделать её визуальной или доказать её различительную способность.
Названия местностей
Общее правило: элементы знака с названиями географических объектов не охраняются. Исключение: если название неизвестно российскому потребителю, можно попробовать доказать охраноспособность знака.
Доказательство для личного бренда
Нужно убедить Роспатент, что личный бренд известен и ассоциирован с конечным продуктом предпринимателя.
Разрешение для ТЗ с упоминанием памятников и культурно охраняемых объектов
Здесь понадобится согласие соответствующего органа, а часть, упоминающая памятник, не попадет под охрану.

Этапы регистрации

Чтобы успешно зарегистрировать ТЗ, понадобится:
Проверить по базам
Регистрацию пройдет бренд, который не похож на другие в тех же классах МКТУ. Лого проверяют патентные поверенные.
Подобрать класс
Нужно выбрать классы Международной классификации товаров и услуг. Их перечень выложен на портале Роспатента.
Проверить охрану бренда
Для отказа регистрирующий орган имеет право сослаться на 20 условий, указанных в законах. Поэтому нужно «прогнать» регистрируемый ТЗ по этим критериям.
Подать заявку
Заявку можно направить через Госуслуги или портал Роспатента. Затем ведомство пришлет форму 940 — подтверждение получения. Понадобится УЭЦП для физлиц и юрлиц.
Оплатить госпошлину
Сперва оплачиваются две пошлины: за заявку и за экспертизу по существу. На это даётся две недели с даты подачи. Сумма зависит от числа отмеченных классов.
Пройти экспертизу
Проверка идёт в два этапа. Сперва — формальный, где оценивают оплату пошлин и правильность заполнения заявки. Процедура длится 1-1,5 месяца. В процессе могут приходить уведомления с уточнениями, на которые обязательно нужно отвечать, иначе знак не пройдет.

Стоимость регистрации

Этап
Стоимость
Заявка и формальная экспертиза
11500 р. (если 1 класс)
+2500 р. за допкласс
Экспертиза по существу
16000 р. (до 5 классов)
+1000 р. за допкласс.
Регистрация
3500 р. (до 5 классов МКТУ)
+1000 р. за допкласс
За свидетельство
2000 р.

Срок прав на товарный знак

Исключительное право действительно на протяжении 10 лет, можно продлить ещё на декаду неограниченно.
Если по ходу действия ТЗ происходят изменения в реквизитах, необходимо уведомить Роспатент.
Если защита ТЗ не пролонгирована, то другие компании могут использовать его без ограничений или даже пройти по нему регистрацию.

Кратко о главном

Для удобства сформулируем основные идеи статьи в нескольких простых пунктах:
  • Товарные знаки служат для различения товаров и услуг одних участников рынка от других.
  • ТЗ существуют в разных формах, самые распространенные: словесные, графические, объемные и комбинированные.
  • ТЗ подлежат регистрации в Роспатенте.
  • Исключительные права действуют в течение 10 лет , защиту можно продлевать.
В заключение, грамотная регистрация и использование товарного знака становится важным инструментом защиты бизнеса в современных условиях и требуют сопровождения квалифицированными специалистами в области интеллектуальной собственности.
Регистрация товарного знака
Защитите бренд быстро и надежно
Ольга Белова
Юрист по интеллектуальным правам, эксперт по регистрации и защите интеллектуальной собственности

Стоимость и сроки регистрации

В рассрочку
Антикризисное предложение, детали и условия акции уточняйте у мененеджеров
Бюджет
от 990 ₽/мес.
Госпошлины: от 23 100 ₽
Цена услуг: от 14 900 ₽
Акция!
Стандарт
Подадим заявку, рассчитаем пошлины и получим свидетельство после регистрации
Бюджет
14 900 ₽
Госпошлины: от 23 100 ₽
Цена услуг: 14 900 ₽
12 мес.
Под ключ
С финансовыми гарантиями в договоре: зарегистрируем ваш знак или вернем деньги
Бюджет
23 900 ₽
Госпошлины: от 23 100 ₽
Цена услуг: 23 900 ₽
9–12 мес.
Больше в блоге Интеллектуального юриста
Подпишитесь и читайте блог, где вам удобно
Товарные знаки
07.10.2023
Товарные знаки
09.10.2023
Товарные знаки
10.10.2023
Товарные знаки
11.10.2023
Договоры
12.10.2023
Товарные знаки
22.10.2023